Помимо очевидной социалочки, то есть всяких особенностей коммуникации, важнейшая составляющая аутизма — это ригидное мышление, стереотипное или повторяющееся поведение, ограниченные интересы.
Для краткости я буду говорить о ригидности, потому что именно она делает аутиста не просто застревающим, а неспособным к гибкому переобучению, даже если очевидно, что старый паттерн ведёт в тупик. Это самая частая, наглядная и мучительная особенность, из-за которой можно годами долбиться лбом в стену, не понимая, что дверь в двух шагах.
Ригидное поведение часто формируется через имплицитное научение и это самое неприятное. Имплицитное научение — это когда ты усваиваешь правила и шаблоны неосознанно и если изначальный паттерн оказался кривым, то без осознания ты обречён повторять его до бесконечности, даже если он уже сжирает твою жизнь. А без диагноза такое осознание — это лотерея, в которой шансы на выигрыш ничтожны.
Это буквально про «Заставь дурака богу молиться — он себе лоб расшибёт».
Если аутист не осознает детальной сути задачи и итоговой цели, но при этом доверяет тому, кто его учит, то он может бесконечно молиться и миллион раз биться лбом об пол. Потому что ему сказали:
«Молиться — это хорошо, а много молиться — ещё лучше». Вот и будет буквально много молиться, пока ему не объяснят, что основная суть не в количестве молитв, а просто в самом процессе.
Вы скажете:
«Да какой это аутизм? Ты просто тупой» и будете абсолютно правы. Любой нормальный не особо умный человек может застрять в подобном сценарии и молиться пока лоб не расшибёт. Но аутист будет отличаться тем, что у него такие ситуации будут повторяться в разных условиях плюс будут иные чисто аутичные симптомы.
После того, как я решил стать аутистом, я выловил миллион подобных ситуаций за время своей жизни, где проявлялась подобная аутичная ригидность и имплицитное научение. Сейчас я понимаю, что незнание своего диагноза принесло мне огромное количество бесполезно потраченных сил и времени — буквально десятилетия в тупиках, которые можно было бы избежать.
И самое яркое и идиотское моё имплицитное научение — это про отдых.
Когда-то, сто семнадцать лет назад, в детстве, кто-то объяснил мне, что есть рабочее время, а есть свободное, всякие там выходные. И когда свободное время — надо отдыхать.
Я это запомнил и загрузил в систему, как правило без возможности переосмысления. Рабочие часы закончились? Наступили выходные? Значит, Никита садится и отдыхает.
Ригидность и трагедия здесь в том, что я имплицитно выучил концепцию «надо отдыхать», но мне никто не объяснил смысл — что, бл*дь, такое «отдыхать»?
Это звучит как абсурд и идиотизм, и таким оно и является: 30 лет я садился отдыхать на автомате, не имея малейшего представления, что это значит. Просто «делать что угодно, что не работа».
Это буквально картина маслом:
Я просто механически включаю режим отдыха, и всё. Я отдыхаю. Потому что надо отдыхать.
Но как? Зачем? Что я должен делать? Никто не объяснил.
Это не значит, что я всю жизнь не отдыхал. Просто я делал это настолько по рефлексу, настолько без понимания, что сам вопрос «чем я хочу заняться в свободное время?» был для меня мукой.
Я всегда знал, что нужно отдыхать, но что делать, когда ты отдыхаешь — оставалось загадкой. В итоге я просто соглашался на любые варианты, которые предлагали окружающие, и считал это отдыхом. И да, смена деятельности вроде как происходила, но всегда ощущалась какой-то ненастоящей, какой-то фальшивой, как если бы ты всю жизнь ел пластмассовую еду, потому что тебе сказали, что так надо.
Много примеров ригидности и имплицитного научения есть в фильме Форрест Гамп — и да, скорее всего он аутист. Даже то, как он рассказывает свои истории попутчикам на остановке: это не живой диалог, это имплицитно выученный неосознаваемый паттерн.
- Он не осознал, как ведут диалог, но запомнил что если кто-то рядом, надо рассказывать истории.
- Он не читает социальные сигналы, когда люди устают или не хотят слушать.
- Он следует правилу: если рядом новый человек, то начинай рассказ.
Или самое знаменитое:
«Беги, Форрест!» — он с детства запомнил, что при этих словах надо просто бежать, и это неоднократно повторяется — и вот он уже пять раз пробежал всю Америку сам не зная зачем и почему. Сказали бежать, ноги бегут, значит, всё правильно? Ведь всё ведь работает, правда?
Так и я. Вот уже десятые выходные я читаю книги или иду на пьянки с друзьями, потому что это отдых. Ведь это отдых, да? Оно ведь так работает? Ну раз работает, значит, всё нормально. Формально всё сходится: нерабочие дела? Да. Приятно? В целом норм. Значит, отдых. Только ощущение фальшивости этого «отдыха» всё равно возвращается. Но раз система не ломается, значит, чинить нечего? Может, проблема вообще во мне? Может, я просто радоваться не умею?
Открытие того, что мне не мерещилось всю жизнь, а я реально не умею отдыхать и вообще не понимаю концепцию отдыха — и это полностью объясняется аутичной ригидностью стало просто величайшим событием.
Это перевернуло всю мою жизнь и до сих пор продолжает её менять. Потому что одно дело — осознать проблему, и совсем другое — научиться жить по-новому. Теперь я учусь отдыхать по-настоящему – но об этом в другой раз.
А пока пересмотрите фильм «Форрест Гамп» и попробуйте разглядеть там аутичные особенности коммуникации, ригидность и имплицитное научение, они там буквально в каждом кадре.
Кстати, я никогда не смеялся и не грустил при просмотре этого фильма. Не потому что я бесчувственный, а потому что он всегда был для меня интуитивно понятным, я не видел там комедию и драму. Он не казался мне странным, нелепым или смешным — всё, что он делал, просто имело смысл. Потому что я сам такой же.
Но если даже отдых — это всего лишь алгоритм, который я исполнял по шаблону, то сколько ещё таких шаблонов заложено в аутистах? А в не-аутистах? С этим будем разбираться дальше.
Конечно, ни Форрест, ни я не являемся эталонными аутистами, потому что таковых не существует. Я не ставил себе диагноз по фильму и вам не рекомендую. У многих ригидность и имплицитное научение работают совершенно иначе.