Итак,
не умеем отдыхать
Аутизм и концепция отдыха.
Имплицитное научение и Форрест Гамп.
Ютуб
Вимео
Я не умею отдыхать — и это аутизм.

Казалось бы — что может быть проще, чем отдых? Камон, кому-то надо объяснять что такое отдых?
Просто берёшь и занимаешься тем, чем хочешь, и что не работа. Звучит прекрасно, только вот я и так всегда делаю исключительно то, что хочу, даже в работе. Проблема оказалась настолько глубокой и сугубо аутичной, что вышло целое приключение.
Помимо очевидной социалочки, то есть всяких особенностей коммуникации, важнейшая составляющая аутизма — это ригидное мышление, стереотипное или повторяющееся поведение, ограниченные интересы.
Для краткости я буду говорить о ригидности, потому что именно она делает аутиста не просто застревающим, а неспособным к гибкому переобучению, даже если очевидно, что старый паттерн ведёт в тупик. Это самая частая, наглядная и мучительная особенность, из-за которой можно годами долбиться лбом в стену, не понимая, что дверь в двух шагах.

Ригидное поведение часто формируется через имплицитное научение и это самое неприятное. Имплицитное научение — это когда ты усваиваешь правила и шаблоны неосознанно и если изначальный паттерн оказался кривым, то без осознания ты обречён повторять его до бесконечности, даже если он уже сжирает твою жизнь. А без диагноза такое осознание — это лотерея, в которой шансы на выигрыш ничтожны.

Это буквально про «Заставь дурака богу молиться — он себе лоб расшибёт».
Если аутист не осознает детальной сути задачи и итоговой цели, но при этом доверяет тому, кто его учит, то он может бесконечно молиться и миллион раз биться лбом об пол. Потому что ему сказали: «Молиться — это хорошо, а много молиться — ещё лучше». Вот и будет буквально много молиться, пока ему не объяснят, что основная суть не в количестве молитв, а просто в самом процессе.

Вы скажете: «Да какой это аутизм? Ты просто тупой» и будете абсолютно правы. Любой нормальный не особо умный человек может застрять в подобном сценарии и молиться пока лоб не расшибёт. Но аутист будет отличаться тем, что у него такие ситуации будут повторяться в разных условиях плюс будут иные чисто аутичные симптомы.

После того, как я решил стать аутистом, я выловил миллион подобных ситуаций за время своей жизни, где проявлялась подобная аутичная ригидность и имплицитное научение. Сейчас я понимаю, что незнание своего диагноза принесло мне огромное количество бесполезно потраченных сил и времени — буквально десятилетия в тупиках, которые можно было бы избежать.

И самое яркое и идиотское моё имплицитное научение — это про отдых.
Когда-то, сто семнадцать лет назад, в детстве, кто-то объяснил мне, что есть рабочее время, а есть свободное, всякие там выходные. И когда свободное время — надо отдыхать.
Я это запомнил и загрузил в систему, как правило без возможности переосмысления. Рабочие часы закончились? Наступили выходные? Значит, Никита садится и отдыхает.

Ригидность и трагедия здесь в том, что я имплицитно выучил концепцию «надо отдыхать», но мне никто не объяснил смысл — что, бл*дь, такое «отдыхать»?
Это звучит как абсурд и идиотизм, и таким оно и является: 30 лет я садился отдыхать на автомате, не имея малейшего представления, что это значит. Просто «делать что угодно, что не работа».

Это буквально картина маслом:
Я просто механически включаю режим отдыха, и всё. Я отдыхаю. Потому что надо отдыхать.
Но как? Зачем? Что я должен делать? Никто не объяснил.
Это не значит, что я всю жизнь не отдыхал. Просто я делал это настолько по рефлексу, настолько без понимания, что сам вопрос «чем я хочу заняться в свободное время?» был для меня мукой.

Я всегда знал, что нужно отдыхать, но что делать, когда ты отдыхаешь — оставалось загадкой. В итоге я просто соглашался на любые варианты, которые предлагали окружающие, и считал это отдыхом. И да, смена деятельности вроде как происходила, но всегда ощущалась какой-то ненастоящей, какой-то фальшивой, как если бы ты всю жизнь ел пластмассовую еду, потому что тебе сказали, что так надо.

Много примеров ригидности и имплицитного научения есть в фильме Форрест Гамп — и да, скорее всего он аутист. Даже то, как он рассказывает свои истории попутчикам на остановке: это не живой диалог, это имплицитно выученный неосознаваемый паттерн.
  • Он не осознал, как ведут диалог, но запомнил что если кто-то рядом, надо рассказывать истории.
  • Он не читает социальные сигналы, когда люди устают или не хотят слушать.
  • Он следует правилу: если рядом новый человек, то начинай рассказ.

Или самое знаменитое: «Беги, Форрест!» — он с детства запомнил, что при этих словах надо просто бежать, и это неоднократно повторяется — и вот он уже пять раз пробежал всю Америку сам не зная зачем и почему. Сказали бежать, ноги бегут, значит, всё правильно? Ведь всё ведь работает, правда?

Так и я. Вот уже десятые выходные я читаю книги или иду на пьянки с друзьями, потому что это отдых. Ведь это отдых, да? Оно ведь так работает? Ну раз работает, значит, всё нормально. Формально всё сходится: нерабочие дела? Да. Приятно? В целом норм. Значит, отдых. Только ощущение фальшивости этого «отдыха» всё равно возвращается. Но раз система не ломается, значит, чинить нечего? Может, проблема вообще во мне? Может, я просто радоваться не умею?

Открытие того, что мне не мерещилось всю жизнь, а я реально не умею отдыхать и вообще не понимаю концепцию отдыха — и это полностью объясняется аутичной ригидностью стало просто величайшим событием.
Это перевернуло всю мою жизнь и до сих пор продолжает её менять. Потому что одно дело — осознать проблему, и совсем другое — научиться жить по-новому. Теперь я учусь отдыхать по-настоящему – но об этом в другой раз.

А пока пересмотрите фильм «Форрест Гамп» и попробуйте разглядеть там аутичные особенности коммуникации, ригидность и имплицитное научение, они там буквально в каждом кадре.
Кстати, я никогда не смеялся и не грустил при просмотре этого фильма. Не потому что я бесчувственный, а потому что он всегда был для меня интуитивно понятным, я не видел там комедию и драму. Он не казался мне странным, нелепым или смешным — всё, что он делал, просто имело смысл. Потому что я сам такой же.

Но если даже отдых — это всего лишь алгоритм, который я исполнял по шаблону, то сколько ещё таких шаблонов заложено в аутистах? А в не-аутистах? С этим будем разбираться дальше.
Конечно, ни Форрест, ни я не являемся эталонными аутистами, потому что таковых не существует. Я не ставил себе диагноз по фильму и вам не рекомендую. У многих ригидность и имплицитное научение работают совершенно иначе.
Мы все разные.
«Как коробка шоколадных конфет: никогда не знаешь, какая начинка тебе достанется».
что-то напоминает
Хм-м-м... аутизм?
Если вам откликается описанный опыт — или он напоминает кого-то из знакомых, — можно начать с тестов.

И стоит обсудить это со специалистом: он поможет разобраться.
дисклеймер для пригорельцев: не каждый аутист откладывает дела, не всем это мешает, не каждому нужно или можно что-то менять, не каждый сможет осознать или исправить что-либо из этого, не советы, не уроки, не специалисты, не так надо делать, не надо, не делать, не романтизировать, не повезло, не каждый аутист аутист, не каждый каждый, не каждому, не не, не всем, не всё, не что-либо, не кто-то, не туда, не сюда, не дисклеймер, не аутизм, не текст, не пунктуация...
Связаться с нами
Контакты
0x3 — 2025
Мы используем файлы cookie, помогающие нам сделать сайт удобнее для вас. Подробнее
OK